Шавуот или что должна сделать моавитянка Рут чтобы стать родоначальницей царей
Шавуот... Мы опять перечитываем Книгу Рут.
Шавуот -это праздник дарования Торы у горы Синай. Тогда все евреи и сочувствующие, ушедшие с ними из Египта, приняли на себя законы Торы по собственной воле, в здравом уме и трезвой памяти. Все решили принадлежать к одному народу, ведомому через горечь оставленного рабства, через несчастья скитаний по пустыне, к некой обещанной Стране, в которой надо будет жить и исполнять предписания согласно заключенному договору с Всевышним. Все как один согласились выбрать этот вариант. По традиции, мы все, вернее наши души, и даже души прозелитов (принявших Гиюр в прошлом и даже в будущем), стояли там, у горы Синай. Именно поэтому в этот праздник мы читаем Книгу Рут. Моавитянка Рут - яркий пример для всех нас - прозелитов и евреев по рождению, которые выбирают вернуться к своим корням рано или поздно.
Кроме великой фразы Рут "Твой народ - мой народ и твой Б-г - мой Б-г", она прославилась ещё и своими потомками, например царем Давидом, который согласно традиции родился и умер на Шавуот.
Что же надо было сделать бедной вдове, не имеющей ничего, собирающей колоски, чтобы прокормить себя и свою свекровь (тоже одинокую вдову), чтобы вновь выйти замуж за приличного человека "из хорошей еврейской семьи" и стать прородительницей царского рода?
Так вот, как оказалось, надо только подружиться со своей свекровью и послушаться мудрой женщины... Как говорится, плохого не посоветовала.
Каждый раз читая книгу, у меня было много вопросов... Если женщины не наследовали мужчин, то откуда у Ноами был земельный надел для продажи? Если был надел, то почему они бедствовали? Почему тут имел место обряд левиратного брака, если деверя не было и в помине? Левиратный брак (ибум) - это традиция выдавать замуж бездетную вдову за деверя, чтобы восстановить имя брата его умершего в Израиле (и его надел земли).
Мы приоткрыли некоторые тайны на встрече в Лос Гатосе, сравнив законы о вдовах у ассирийцев и у древних евреев. Но об этом потом...
Положение у бездетных вдов было ужасное. Они не выполнили свою функцию продолжения рода для семьи мужа, за которую был уплачен калым. В семье отца она могла находиться только если отец изъявлял желание её кормить и только пока он не умрет, а потом женщина оставалась на улице, никому не нужная, занимаясь непристойными работами и побираясь...
Почему Рут выбрала пойти за свекровью в чужую страну? Да именно поэтому - вернуться обратно - обречь себя на нищету, ведь второй раз за неё никто не даст приданное, а значит, найти себе мужа не представляется возможным.
Вдвоем с Наоми у Рут был маленький шанс выжить. У семьи мужа в Вифлееме была земля! Земля никогда не продавалась в чужие руки, а если и продавалась, то составлялся договор о возможности владельцем выкупить землю по первому требованию. Видимо перед отъездом, спасаясь от голода, Элимелех продал свою землю чужаку по договору. Его вдова не могла сама выкупить эту землю, а вот близкий родственник мужского пола мог бы. Но причем тут выкуп земли и женитьба на Рут, спросите вы? Да ни причем!
Нужно было очень постараться и подтолкнуть родственника позаботиться о женщинах. Как? Все случилось на сеновале... Да, да... Свекровь плохого не посоветует... Только помыться и пойти к Боазу на сеновал в полночь... Я не знаю что там было, я там не присутствовала... Но после этой ночи Боаз решил быстро действовать! Он применил психологический прием к более близкому родственнику, сообщив ему, что к земле прилагаются еще две голодные вдовы - одна из которых моавитянка (отдельная история!), и надо еще и восстановить имя мужа её, так что земля будет все равно относительно чужая... а выкупать землю надо за полную стоимость... При наличии 10 свидетелей родственник испугался напора и уступил свою очередь Боазу.
У Рут (Наоми) и Боаза родился сын, ставший дедом Давида, а Рут заслужила звание "эшет хайль", т.е. "достойная жена"...
Вот и решайте сами: что же такого достойного надо сделать, чтобы это заслужить... А положение женщины, тем более бездетной вдовы, так и оставалось - хуже некуда... И только некоторые из них оказывались "достойней" и "праведней" других! Ну, например Рут или Тамар...
Продолжение следует... На следующий Шавуот!
Шавуот -это праздник дарования Торы у горы Синай. Тогда все евреи и сочувствующие, ушедшие с ними из Египта, приняли на себя законы Торы по собственной воле, в здравом уме и трезвой памяти. Все решили принадлежать к одному народу, ведомому через горечь оставленного рабства, через несчастья скитаний по пустыне, к некой обещанной Стране, в которой надо будет жить и исполнять предписания согласно заключенному договору с Всевышним. Все как один согласились выбрать этот вариант. По традиции, мы все, вернее наши души, и даже души прозелитов (принявших Гиюр в прошлом и даже в будущем), стояли там, у горы Синай. Именно поэтому в этот праздник мы читаем Книгу Рут. Моавитянка Рут - яркий пример для всех нас - прозелитов и евреев по рождению, которые выбирают вернуться к своим корням рано или поздно.
Кроме великой фразы Рут "Твой народ - мой народ и твой Б-г - мой Б-г", она прославилась ещё и своими потомками, например царем Давидом, который согласно традиции родился и умер на Шавуот.
Что же надо было сделать бедной вдове, не имеющей ничего, собирающей колоски, чтобы прокормить себя и свою свекровь (тоже одинокую вдову), чтобы вновь выйти замуж за приличного человека "из хорошей еврейской семьи" и стать прородительницей царского рода?
Так вот, как оказалось, надо только подружиться со своей свекровью и послушаться мудрой женщины... Как говорится, плохого не посоветовала.
Каждый раз читая книгу, у меня было много вопросов... Если женщины не наследовали мужчин, то откуда у Ноами был земельный надел для продажи? Если был надел, то почему они бедствовали? Почему тут имел место обряд левиратного брака, если деверя не было и в помине? Левиратный брак (ибум) - это традиция выдавать замуж бездетную вдову за деверя, чтобы восстановить имя брата его умершего в Израиле (и его надел земли).
Мы приоткрыли некоторые тайны на встрече в Лос Гатосе, сравнив законы о вдовах у ассирийцев и у древних евреев. Но об этом потом...
Положение у бездетных вдов было ужасное. Они не выполнили свою функцию продолжения рода для семьи мужа, за которую был уплачен калым. В семье отца она могла находиться только если отец изъявлял желание её кормить и только пока он не умрет, а потом женщина оставалась на улице, никому не нужная, занимаясь непристойными работами и побираясь...
Почему Рут выбрала пойти за свекровью в чужую страну? Да именно поэтому - вернуться обратно - обречь себя на нищету, ведь второй раз за неё никто не даст приданное, а значит, найти себе мужа не представляется возможным.
Вдвоем с Наоми у Рут был маленький шанс выжить. У семьи мужа в Вифлееме была земля! Земля никогда не продавалась в чужие руки, а если и продавалась, то составлялся договор о возможности владельцем выкупить землю по первому требованию. Видимо перед отъездом, спасаясь от голода, Элимелех продал свою землю чужаку по договору. Его вдова не могла сама выкупить эту землю, а вот близкий родственник мужского пола мог бы. Но причем тут выкуп земли и женитьба на Рут, спросите вы? Да ни причем!
Нужно было очень постараться и подтолкнуть родственника позаботиться о женщинах. Как? Все случилось на сеновале... Да, да... Свекровь плохого не посоветует... Только помыться и пойти к Боазу на сеновал в полночь... Я не знаю что там было, я там не присутствовала... Но после этой ночи Боаз решил быстро действовать! Он применил психологический прием к более близкому родственнику, сообщив ему, что к земле прилагаются еще две голодные вдовы - одна из которых моавитянка (отдельная история!), и надо еще и восстановить имя мужа её, так что земля будет все равно относительно чужая... а выкупать землю надо за полную стоимость... При наличии 10 свидетелей родственник испугался напора и уступил свою очередь Боазу.
У Рут (Наоми) и Боаза родился сын, ставший дедом Давида, а Рут заслужила звание "эшет хайль", т.е. "достойная жена"...
Вот и решайте сами: что же такого достойного надо сделать, чтобы это заслужить... А положение женщины, тем более бездетной вдовы, так и оставалось - хуже некуда... И только некоторые из них оказывались "достойней" и "праведней" других! Ну, например Рут или Тамар...
Продолжение следует... На следующий Шавуот!