Помолитесь за солдат Цахала (автор мне неизвестен)

Птица за окном защебетала,
Пробудив над городом рассвет.
Помолитесь за солдат Цахала,
Просьб других сегодня к Богу нет.

Помолитесь люди, помолитесь,
На каком угодно языке,
Достучитесь к Богу, достучитесь,
Он как раз сейчас не вдалеке.

Наши дети в форме и погонах
К нам домой спешат на выходной.
Шутками заглушим сердца стоны.
А слезу легко смахнём рукой.

В комнатах светлеет от улыбок,
Этот вечер выше всех наград.
Господи, храни их от ошибок,
Помоги вернуться им назад!

Мы рожали их не для сражений,
Мы ростили их не для войны.
Мы не просим золота и денег.
Дай нам Боже мирной тишины!

У окна свеча затрепетала,
Розовел сиреневый рассвет.
Защити Господь солдат Цахала!
У меня важнее просьбы нет!

Нашла автора - Роман Баранчук,
(если есть другие замечания и предложения - рада буду исправить)

Берейшит: детство человечества

И так, после завершения годичного цикла чтения Торы, мы снова открываем заветные страницы первой главы Торы "Берейшит"... Да, земля и всё что есть на ней и над ней, были созданы именно тогда. И Человек был создан именно тогда. В шестой день Творения. В этот же самый день Змий совершил свой подлый "трюк", предложив Еве плод от Древа Познания Добра и Зла. В этот же день Ева, которая была предупреждена Адамом о приказе Всевышнего не есть плоды с этого дерева, пала жертвой настойчивых убеждений, своего любопытства и ошибок Адама... Она взяла плод, ела сама и дала своему другу по жизни Адаму, ведь она уже тогда умела делить с ним всё, что имела. А почему, вы спросите,  Адам допустил ошибку? Помните, что произнесённый Всевышним запрет Ева не могла слышать. Она услышала об этом из уст Адама, который передал ей запрет есть с этого дерева... Но еще он добавил что-то "от себя". "Не трогай плодов!!!", - сказал Адам.
Не ешь - это не ешь. Не трогай - это не прикасайся. По мидрашу Змий использовал это "не трогай" и толкнул Еву на Дерево. От прикосновения с плодами этого Дерева с Евой ничего не случилось. "Вот видишь!", - сказал Змий, - "Ничего не произошло... А теперь попробуй!". История известна. Но любопытно, что Всевышний как-бы не знал что произошло. Сам Адам повёл себя странно, он спрятался вместе с женой. Они "прозрели", они устыдились наготы, они "повзрослели"!!! Да! Именно повзрослели. Отведав плод с запретного дерева, у человека произошла перемена в сознании. Читая эту историю, я невольно сравниваю Всевышнего с заботливым родителем, а Адама и Еву с обыкновенными детьми. Если ребенок "нашкодит", то мы, родители, узнаём об этом не сразу. Иногда мы узнаём об этом по поведению самого ребёнка. Творец, поместив Адама в свой Сад, наслаждается его обществом, заботится о его здоровье (даже психическом), даёт ему играться с животными, давая им имена, приводит ему подругу дней его, чтобы было ему хорошо... Но при этом даёт ему запреты и наставления, совсем как заботливый родитель. "Где ты?", - спросил Всевышний Адама. Спрятавшись, они выдали свою вину. "Ах так?", - думает Всевышний... И как же это похоже на нас, родителей. Могу себе представить, что он подумал... Я к тебе так хорошо отношусь, Я тебе всё делаю, ты живешь у меня "припеваючи", не работаешь "в поте лица", Я тебя всем обеспечил... А мы думаем: "Я развожу тебя по кружкам, плачу за балет, каратэ и др., нанимаю репетиторов если тебе нужно, не сплю по ночам, если ты болеешь... А ты?!!! Так мне отплатил??? Как ты себя ведешь?!" Если вы узнали свое настоящее (или прошлое, а может будущее...), значит я не одна в этом Мире. Не зря наши источники говорят, что у каждого ребенка есть 3 родителя - отец, мать и Господь Бог.
А вот еще одна моя идея: рассердившись, Творец наказал повзрослевших "проказников". И чем он их наказал? Адам будет добывать свой хлеб "в поте лица", Ева рожать будет "в муках" (а я читаю - "мучиться будешь с воспитанием своих таких же сорванцов")... И, конечно, вон из Моего Сада!!!
И только выгнав Свои непослушные творения, Всевышний смог по-настоящему отдохнуть в День Седьмой, который Он назвал "Шаббат" (Суббота), а еще "онэг", т.е. получил полное удовольствие на залуженном отдыхе!!!
Доброй Субботы вам, мои дорогие друзья!!!

Перевод стихотворения Леи Гольдберг "Испытание"


Великая мицва - пребывать в радости! 3 раза заповедано нам радоваться в праздник Суккот. Вот мой перевод стихотворения Леи Гольдберг на тему счастья и радости. Буду рада замечаниям и комментариям - это первый мой опыт переводов.

Лея Гольдберг
Испытание

Я поклялась Тебе, Всевышний,
Сдержу ли слово я? Не знаю…
Как устоять пред испытаньем
Что счастьем вызвано безгранным.

Как лучезарность спрятать глаз?
Как рук слабеющих не выдать?
Как устоять в тот самый час
Пред радостью такой великой?

Дай мне от ноши той не пасть
И не сломиться в одночасье,
Когда предстану я неся
Огромное земное счастье…

נִסָּיוֹן, א / לאה גולדברג
לְךָ נִשְבַּעְתִי, אֵל עֶלְיוֹן,
וְלֹא אֵדַע הַאֲקַיֵּם:
אֵיךְ אֶעֱמֹד בַּנִּסָּיוֹן
נִסְּיוֹן הָאוֹשֶר הַשָּלֵם.

אֵיכָה תָּכִיל עֵינִי הָאוֹר?
יָדַי רָפוֹת, יָדַי הוֹזוֹת -
אֵיכָה אֶשָּא וְלֹא אֶשְבּוֹר
שִׂמְחָה כָּזֹאת, בְּרָכָה כָּזֹאת?

מִכּוֹבֶד עוֹל אֵיךְ לֹא אֶפּוֹל,
אֵיךְ לְפָנֶיךָ אֶתְיַצֵּב
זְקוּפָה, גְּדוֹלָה, נוֹשֵאת בְּעֹל
שֶל אוֹשֶר אֱנוֹשִי שָלֵו.
לאה גולדברג, שירים ב, ספריית פועלים, תל אביב 1986, עמ' 92
© זכויות יוצרים שמורות לספרית פועלים

Суккот - еврейская радость!


Что значит для нас "радость"? Или что означает «еврейская радость»? Есть ли аналогия с «еврейским счастьем»?

Как известно, в праздник Суккот евреи читают один из свитков Писания - книгу «Экклезиаст». Помните эту книгу? Более разочарованного и фаталистического автора по своему мировоззрению, чем царь Соломон (авторство которого приписывается этой книге), трудно будет найти еще многие века.
«Всё суета сует», - пишет автор. Т.е всё бессмысленно, всё пусто. Дети, работа, почести, заслуги – всё тщетно…  
И этот чистейшей воды пессимизм читается в самый разгар веселого праздника Суккот? Почему веселого? Да потому что целых три раза написано в Торе, что нам приписывается радоваться в этот самый праздник… «Ве-самахта ба-хагеха ва-hаита ах самеах»….
«Ну и как это безудержное веселье, заповеданное нам самой Торой, соотносится с грустной книгой «Экклезиаст»? - спросите Вы… И будете правы!  Хороший вопрос.
Попробуем поговорить о веселье в нашей традиции…
Приведем пример самого радостного события, которое мы переживаем уже будучи взрослыми? Событие, о котором мы с вами долго мечтали, долго выбирали, долго примеривались, и которое, наконец -то, происходит… Свадьба! Еврейская Хупа (свадебный балдахин)! Но и тут, среди полного счастья и радости, эти евреи что-то такое должны сделать, чтобы почувствовать «горький привкус»: а как насчёт что-нибудь разбить? Ну, например, стакан? Да еще и прибавить что-то про разрушение Храма… Ну к чему это сейчас?
Каждый раз, когда у нас есть все причины радоваться, мы обязательно должны что-нибудь разбить, сплюнуть три раза, крякнуть и пожаловаться…
Что это? Еврейское счастье? Еврейская радость?
В этот праздник Суккот мы поговорим с вами об Экклезиасте, о радости в нашей жизни, о еврейских «тьфу 3 раза», и просто за жизнь…
Ну и, конечно, порадуемся вместе 3 октября в шалаше JCC Los Gatos на следующей встрече «Русского Кафе» (Тьфу, тьфу, тьфу…)!!!
Присоединяйтесь!!! 
(Продолжение следует) 
Гмар хатима това! Да будете Вы записаны в хорошую Книгу Жизни на будущий год!

Йом Кипур: Изкор - как евреи помнят ушедших


Если вы хотели пойти на Йом Кипур в синагогу, но сомневались - вот вам еще одна причина это сделать: в Йом Кипур читают поминальную молитву Изкор.


Вот и наступил новый еврейский год. В Торе нет названия Рош ха-Шана (буквально: глава, начало года). Этот день там называется Зикарон хаТруа (память о трубных звуках). И вообще, слово Зикарон (память) очень важно в нашей традиции.
На памяти и действиях основаны главные принципы иудаизма. Можно привести в пример 2 свечи, которые мы зажигаем на Шаббат: они символизируют два принципа "соблюдай" и "помни".
Кроме коллективной памяти, у каждого из нас есть ещё и своя личная память. Она чрезвычайно важна для нас, т.к. мы должны помнить о том кто мы есть, откуда мы пришли, кто нас окружал заботой и теплом. Очень часто наша память  заставляет нас вспоминать то, что здоровому человеку не полезно помнить ежедневно – горе, переживания, боль утраты.
Я думаю, именно поэтому наша традиция выделила определенные дни для воспоминаний об ушедших от нас близких и дорогих людей. В эти дни читают поминальные молитвы, зажигают свечу и думают о них. Но не только…
Подобно образу двух субботних свечей, наша традиция предлагает нам не только вспоминать, но и действовать, т.е. что-то сделать в память о близком нам человеке: написать книгу, пожертвовать деньги на благотворительность,  рассказать своим детям и внукам…
Так мы сможем сделать ушедшего любимого нами человека частью своей жизни и жизни наших детей, а также и тех, кому мы помогли. Мы сохраним память о нем даже там, где его не знали.
Евреи не делают огромных памятников с фотографиями на камнях. Евреям важно помнить своих любимых действием. Перед молитвой Изкор (заранее) обязательно дается пожертвование в память о дорогом нам человеке. А если мы будем помнить так, как помнят евреи, то и о нас обязательно вспомнят добром.   
Да будем мы все внесены в Книгу жизни, гмар хатима това!