Йом Кипур: Изкор - как евреи помнят ушедших


Если вы хотели пойти на Йом Кипур в синагогу, но сомневались - вот вам еще одна причина это сделать: в Йом Кипур читают поминальную молитву Изкор.


Вот и наступил новый еврейский год. В Торе нет названия Рош ха-Шана (буквально: глава, начало года). Этот день там называется Зикарон хаТруа (память о трубных звуках). И вообще, слово Зикарон (память) очень важно в нашей традиции.
На памяти и действиях основаны главные принципы иудаизма. Можно привести в пример 2 свечи, которые мы зажигаем на Шаббат: они символизируют два принципа "соблюдай" и "помни".
Кроме коллективной памяти, у каждого из нас есть ещё и своя личная память. Она чрезвычайно важна для нас, т.к. мы должны помнить о том кто мы есть, откуда мы пришли, кто нас окружал заботой и теплом. Очень часто наша память  заставляет нас вспоминать то, что здоровому человеку не полезно помнить ежедневно – горе, переживания, боль утраты.
Я думаю, именно поэтому наша традиция выделила определенные дни для воспоминаний об ушедших от нас близких и дорогих людей. В эти дни читают поминальные молитвы, зажигают свечу и думают о них. Но не только…
Подобно образу двух субботних свечей, наша традиция предлагает нам не только вспоминать, но и действовать, т.е. что-то сделать в память о близком нам человеке: написать книгу, пожертвовать деньги на благотворительность,  рассказать своим детям и внукам…
Так мы сможем сделать ушедшего любимого нами человека частью своей жизни и жизни наших детей, а также и тех, кому мы помогли. Мы сохраним память о нем даже там, где его не знали.
Евреи не делают огромных памятников с фотографиями на камнях. Евреям важно помнить своих любимых действием. Перед молитвой Изкор (заранее) обязательно дается пожертвование в память о дорогом нам человеке. А если мы будем помнить так, как помнят евреи, то и о нас обязательно вспомнят добром.   
Да будем мы все внесены в Книгу жизни, гмар хатима това!

Рош аШана - стишок для малышей

Рош аШана для малышей

              "а на медне был грешок - взял и выдумал стишок"
                                                                                   Филатов


Новый год! Рош хаШана!
Мы готовились с утра.
На столе - лежат две халы,
Сок разлитый по бокалам.

Яблоки лежат и мед,
Чтобы сладким был наш год.

Положили мы на стол рыбу с головою,
Чтобы только первыми
Были мы с тобою!
 ....

Руки мы помыли,
Но что-то позабыли...

Попросить прощения 
У друзей, соседей, 
Мамы, папы, бабушки,
И плюшевых медведей!  

Слушались всегда ли
Маму мы и папу?
Может мы обидели 
ненароком брата?

Может быть сестренке 
ногу отдавили?
Ну, совсем случайно
Бегая в квартире?

Только если вместе
Попросим мы прощенье,
Сможем мы приняться
За наше угощенье!

Будем есть гранаты -
зернами богаты,
Как народ наш с вами –
добрыми делами.

Будем есть морковку,
Скушаем свеклу!
И, конечно, главное:
Яблоки в меду!

15 Ава (Ту беАв) - От ненависти до любви

В самом разгаре месяц Ав по еврейскому календарю. Мы только отплакали иерусалимский Храм 9 Ава, который по еврейской традиции был разрушен из-за безпричинной ненависти среди нас же самих (историю про Камца и Бар-Камца я уже вспоминала в одной из моих  публикаций). И вот спустя всего несколько дней наступает еврейский День Любви - Ту беАв. У евреев все наоборот: и пишут они справа налево, и поговорки народные надо переворачивать - не от любви до ненависти, а от ненависти до любви только один шаг...
А что же мы отмечаем 15 Ава?  Корни  этого праздника уходят глубоко в нашу историю. У праотца нашего Якова (его другое имя - Израиль) было 12 сыновей, от которых пошли родовые племена (колена) нашего народа. 12 колен Израиля. 10 из них безвозвратно потеряны. Хотя... Но это другая история.
Каждое такое племя (колено) получило надел в Земле Израиля и точно знало где они будут обитать. Колено Леви надел земли не получило, так как состояло на "харчах" при Храме (были священнослужителями). Вместо другого сына Якова - Йосефа - наделы получили его сыновья: Эфраим и Менаше. Каждое племя намеревалось сохранить свой надел, ведь земля - это хлеб.
При переходе по пустыне (из Египта) случился инцедент: в одной отдельно взятой семье умер глава, не оставив после себя наследника мужского пола. Бедные 5 незамужних его дочерей обрекались на голодную смерть, так как не было ни брата, ни мужа, ни отца, чтобы позаботиться о них, а земля отца передавалась его ближайшему родственнику в пределах его же племени. А кому же будет дело до пяти сирот? И пришли девушки к Моисею требовать права на наследие земли в случае такого сиротства. Моисей посоветовался с высшими инстанциями и выдал решение: "Наследуйте, только чур... замуж выходить в пределах своего племени, дабы сохранить землю и не раздавать её в другие племена". А что делать Ромео и Джульете из разных кланов?... Так что "богатые" наследницы были не вольны в выборе супруга. Но Шекспир не понадобился, ибо 15 Ава все запреты отменялись... Девушки в белых платьях, одолженных у своих подруг, водили хороводы в виноградниках, а молодые люди из других колен высматривали себе жен. Девушки одалживали платья для того, чтобы не выбирали парни жен по богатству наряда. Одолженное платье было известным для всех правилом игры.

Еще одна криминальная история связана с этим праздником: молодчики из колена Беньямина учинили разбой и надругались над наложницей одного сородича из колена Леви. За это все племена объявили бойкот Беньяминову колену и перестали связывать браком своих соплеменников с коленом Беньямина, даже в день всеобщих недозволенных браков - 15 Ава. Постепенно колену Беньямина стала угрожать реальная опасность изчезновения. И только тогда остальные колена отменили этот запрет. Когда? Не трудно догадаться именно в день 15 Ава и только в этот день! Их пожалели.

Другое событие этого дня: 15 Ава в пустыне перестало умирать поколение евреев-рабов, вышедших из Египта. Целых 40 лет они ждали этого момента... В этот день был прощен грех  "шпионов", когда народ поверил их лживым речам и побоялся сразу войти в Землю Израиля.
В этот день случился еще ряд событий (об этом я позже). Но одно ясно - это день всепрощения, налаживаний связей и воплощений надежд. В Талмуде есть мнение, что этот праздник похож на Йом Кипур, ибо основная его идея - прощение и любовь.
В современном Израиле не отмечают День святого Валентина, не гоже нам отмечать праздники христианских святых... Да и зачем, когда можно с полки снять давно уже пылившийся там за ненадобностью наш праздник - праздник, который подходит к данному случаю как перчатка! Наш еврейский ответ Дню святого Валентина - праздник любви Ту беАв!

Любите друг друга, дарите подарки своим любимым... А если еще не нашли свою половинку, то не отчаивайтесь! Помните, что тяжела работа эта даже для Всевышнего - составлять потерянные половинки. Дойдет и до вас очередь!
И пусть мы всегда будем жить в любви, а не в ненависти! Да будет так!

Балак или как дела в наших шатрах?


Недельная глава, которую мы читаем сегодня, называется Балак, по имени царя страны Моав. В то время народ Израиля с боем пробивал себе дорогу среди враждебно настроенных народов – только что победили они царя Эморейского, который не разрешил им мирно пройти через его территории. «И видел Балак, сын Ципора, всё, что сделал Израиль Эмореям». И убоялся он народа Израиля, и придумал как «окончательно» решить «еврейский вопрос» (знакомо?). Для этой цели Балак решил нанять мага и волшебника Билама (Валаама). Старейшины Моава и Мидьяна, которым Балак разъяснил о зловредности народа, «объедающего» все вокруг, вкратце описали Балаку ситуацию, посулили дары и почести, и передали просьбу проклясть Израиль, так как было известно, что те, кого благословит Билам – благословенны будут, а те, кого проклянет – прокляты.
Но не смог Билам произнести проклятия, так как Всевышний вложил в его уста благословение народу нашему: «Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэль!» Эти слова и до сих пор евреи произносят каждый раз, входя в синагогу.
Билам три раза пытался проклясть наш народ, а получались у него лишь благословения.
Но вот вопрос, который я задаю себе снова и снова… Почему это благословение направлено на шатры Яакова и одновременно на жилища Исраэля? Что это за повторение?  Читая Тору мы понимаем, что это литературное повторение довольно часто встречается в библейской литературе и конечно есть этому свое научное лингвистическое объяснение… Но если мы предположим, что каждое слово в Торе не случайно, то, стало быть, есть в этом скрытый смысл, и коль мы уже говорим о мистических благословениях, то позвольте мне высказать свое предположение.
Наш праотец Яаков получил свое имя при некоторых обстоятельствах своего рождения. «Экев» на иврите – пята. Яаков держался за пяту своего брата Эсава, пытаясь первым выйти на свет. Сказано, что в чреве их матери разыгралась нешуточная борьба за первенство. А вот в более взрослом возрасте Яаков уже по-настоящему обманул, «объегорил» своего брата и отобрал у него право первородства. Этим он подтвердил свое имя, которое можно истолковать как «акаф», т.е. «обошёл». Убегая от гнева своей семьи (Эсава и в какой-то степени обманутого отца Ицхака), Яаков создает свою большую семью, от которой мы все происходим, а так же на чужбине он становится другим человеком: взрослым, ответственным. Встречая на своем пути ангела Всевышнего, он честно заработал себе новое имя Израиль (Исраэль), что означает «боролся с Богом», но так же можно увидеть в нем корень «Яшар», который пишется так же как и начальные буквы его имени, означающий «прямой» и «честный». Наша жизнь меняет наши приоритеты, наши предпочтения, наши привычки… Мы становимся старше, умнее и понимаем что в жизни важнее, а что не главное. Изменяются условия нашей жизни, место проживания, окружение – и мы меняемся, учимся, приспосабливаемся.
Сионисты, прибывшие в землю Израиля, предполагали, что в Диаспоре они оставили «старого еврея» - Яакова, жившего в страхе, страдавшего от антисемитизма, пытавшегося выжить в сложившихся обстоятельствах. Израиль же для них представлял образ нового еврея: сильного, зарабатывающего свой хлеб в поте лица, защищающего свою землю с оружием в руках.      
Но вот что интересно: Яаков, получив свое новое имя от Всевышнего - Исраэль, остается по жизни носителем двух имен – как Яакова, так и Исраэля.
  Так же и мы… В каждом из нас есть свой Яаков и свой Исраэль. У нас, у евреев, существует двойственная самоидентификация… А у русскоязычных евреев в Америке или Израиле – она даже тройная. Каждый из нас, рожденный на просторах Диаспоры, остается в сердце своем русским евреем, или американцем (израилитянином) русского разлива с еврейскими корнями…
Мы стараемся сохранить русский язык для своих детей, мы пытаемся рассказать им, что мы евреи. Ахад хаАм утверждал, что наша традиция сохранила нас как народ. Больше чем евреи соблюдали (сохраняли) Шаббат, именно наш Шаббат сохранил евреев. В Советском Союзе не было религиозных традиций, у нас не было доступа к еврейским знаниям. Иногда мы забываем, что, возможно, окружающий антисемитизм и пятая графа в Советском Союзе не дали нам полностью ассимилироваться и сохранили нас как народ.
Но времена эти прошли, и мы с вами находимся в свободной стране, мы празднуем 4 июля. Да, мы свободны! Мы имеем полное право дать нашим детям еврейские имена, еврейские знания, мы свободны гордо и открыто заявлять всем, что мы евреи! Да и сами мы можем дать себе полное право изучать все хорошее и ценное, что таится в наших еврейских традициях.
Все это мы в праве сделать… - если только мы этого пожелаем, если позволят нам наши приоритеты, если мы вспомним, что по природе своей мы имеем способность (или благословение) совмещать наследие Яакова и Израиля – два в одном!
И сегодня, в этот Шаббат, оглянитесь, друзья, на свои «шатры» и свои «жилища»!
Да, мы все останемся Яаковом, но в то же время мы – Израиль.
А не таков ли смысл двойного благословения Билама? Его благословение шло от Всевышнего, а значит – оно вечное…
И если мы вернемся к истокам своих корней, то это благословение перейдет и к нашим детям и к нашим внукам…
И тогда действительно будут благословенны шатры и жилища наши!