Пурим или весёлая заповедь сделать «лехаим»
События Пурима относятся к
эпохе правления персидского царя Ксеркса (в свитке Эстер – это царь Ахашверош)
– 5 век до н.э. С этим утверждением согласны практически все исследователи.
Персидское государство было огромной империей, просуществовавшей на протяжении
двух сотен лет до самого греческого завоевания. Евреям жилось довольно свободно
в персидской империи: царь Кир издал указ, разрешающий евреям вернуться на свою
историческую Родину. Но, как и во все времена, далеко не все евреи кинулись
менять сытую и стабильную жизнь в «чужой» персидской стороне на неизвестность и
трудности эмиграции в родимой земле Израиля.
Итак, наша история
начинается со скандала, разразившегося на великом пиру во дворце царя
Ахашвероша. Попросту говоря, царь устроил многодневный «запой», во время
которого он сам, будучи в нетрезвом состоянии, выгнал (или казнил) свою жену –
царицу Вашти. Не повезло царице, она решила ответить «нет» на царскую просьбу
непристойного характера. Протрезвев, царь понял что натворил, но поправить горе
представляется только одним способом: устроить конкурс красоты, на который
съезжаются миловидные претендентки со всех уголков персидской империи.
Победительнице обещан царский венец, оставшийся бесхозным. И тут мы встречаем
ассимилированную еврейскую семью в составе Мордехая и его родственницы сироты
Эстер, которую он опекает после смерти её родителей. Имена эти - Эстер и
Мордехай - в то время были равносильны именам Крис и Кристина в наши дни (без
обид для тех, кто об этом не знал). Мордух и Иштар – это языческие божества.
Согласитесь, странные имена для еврейских героев. Но, мы знаем, что у Эстер
было и еврейское имя - Адас. Можно найти множество параллелей с нашим временем,
но это отдельная история.
А пока, всё понятно –
Эстер становится победительницей, завоёвывает сердце царя и евнухов в гареме.
Мордехай просит её не афишировать свое еврейское происхождение. Как видно, уже
тогда начались «проблемы с пятым пунктом», так как один из министров царя –
Аман – задумал раз и навсегда разрешить пресловутый «еврейский вопрос». Кстати,
он первый в истории чиновник- антисемит, занявшийся вплотную этим вопросом на
государственном уровне. Он задумывает всеперсидский погром под лозунгом «Бей
евреев – спасай Персию» и выбирает для него дату с помощью жребия (на иврите – «пур»). Аман и
Мордехай не ладят на личном уровне. Но Мордехай, благодаря знаниям языков,
раскрывает заговор против царя. За это он получает от царя отдельную награду, а
царица Эстер признается Ахашверошу в своём еврействе в самый подходящий момент:
во время частной вечеринки для царя и его приближённого Амана. Ахашверош
ошибочно решил, что Аман посягнул на честь царицы. Царь антисемитом не был, ему
всё равно было кого «порешить», поэтому Аман и его семья подошли для этой роли
просто замечательно. Ну а евреи получили от него разрешение защитить себя от
погромщиков. И защитили.
В честь этих событий
каждый еврей с тех времён и по сей день должен (или должна) читать свиток
Эстер, давать подарки бедным, дарить снедь друзьям и соседям. Мы переодеваемся
в маскарадные костюмы, так как «получилось наоборот», а также кушаем так
называемые «уши Амана», т.е. гоменташен. Множество странных и весёлых обычаев у
этого праздника, но самый весёлый из них – это напиться до такого состояния,
когда значения слов перестают восприниматься нашим сознанием. А точнее сказать:
мы должны пить спиртные напитки до тех пор, пока выражения «проклят Аман» и
«благословенен Мордехай» не перепутаются в наших головах.
На протяжении веков
отношение евреев к спиртному всегда было амбивалентным. Еврейские дети
приучались к вину понемногу по праздникам и Субботам. Одна из главных заповедей
еврейской традиции – это освящение праздничного дня, благословляя Всевышнего
над бокалом вина. Серебряная рюмка для кидуша - это один из первых подарков,
которые еврейскому ребёнку дарят на рождение. Праведный еврей непременно держит
у себя дома бутылочку вина, а хасиды устраивали особое веселье даже с рюмочкой
водочки… Но, раввины всегда знали норму, учили свой народ, что негоже еврею
валяться на земле, ведь ему нужно стоять пред Всевышним. Наша главная молитва так и называется -
«амида», так как её читают стоя. В своде законов «Шулхан Арух» запрещено
злоупотреблять спиртным.
Наша традиция приводит в пример такую историю:
(Мидраш Танхума 58).
"Посадил Ной первую
виноградную лозу. А Сатана пришел и спрашивает: «Что будет из этой посадки?» «Виноградник», – ответил Ной. «Не желаешь ли взять меня в
компаньоны?», - спросил Сатана и Ной согласился. Что же сделал Сатана? Привел к
винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью и, заколов их, поочередно полил
виноградник их кровью.
Человек, пьющий вино,
обнаруживает поочередно же природные свойства всех названных тварей: вначале он
кроток как овечка, потом становится отважным как лев, по мере опьянения
начинает кривляться как обезьяна, и, наконец, валяется в грязи подобно свинье.
Все это произошло и с праведным Ноем."
(Мидраш Танхума 58).
Но именно в Пурим нам
заповедано пить «ад ло яда (до незнания)», т.е. до потери способности мыслить и
различать добро и зло. Ну почему же так? И где граница? Сколько бокалов надо
выпить, чтобы засчиталось исполнение заповеди? И неужели надо доходить до
свинского состояния?
Давайте вспомним историю
Пурима: всё началось с великой пьянки. Вино ударило в голову царю. На
протяжении всего свитка мы встречаем десять разных пирушек, на которых решаются
важные государственные проблемы жизни и смерти, а также судьба еврейского народа.
Именно благодаря спиртному наш народ спасся чудесным образом во времена царя Ахашвероша.
Но пить нам надобно для радости и веселья, а не до полной потери сознания… Есть
мнение, что человек должен пить до
тех пор, пока не поймёт, что следующая рюмка лишит его возможности различать
добро и зло, акцентируя на слове «ад», т.е. «до».
Злоупотребление алкоголем
угрожает самому человеку и его окружающим. Не случайно, сразу после
высказывания мудреца Рабы в Талмуде (трактат Мегила 7:2) об обязанности
выпить «ад ло яда», сразу приводится история о праздничной трапезе мудрецов
Равы и р. Зейры:
«Раба и рав Зейра устроили в Пурим праздничную трапезу. Когда они
захмелели, поднялся Раба и зарезал рава Зейру. На следующий день Раба стал
молить Всевышнего о прощении и оживил рава Зейру. Спустя год предложил Раба:
«приходи, рав Зейра, и мы снова устроим с тобой праздничную трапезу». Рав Зейра
ответил ему так: «Не каждый день случаются чудеса».
Отсюда и
постановили наши мудрецы, что в Пурим надо веселиться, но не напиваться до
беспамятства.
Вино
встречается в свитке Эстер чаще, чем в других текстах
Танаха. Вино «веселит сердца людей» и делает возможность ощутить нашу связь с
Творцом, но только, если выпить немного. Вино как лекарство – возможна
передозировка, но в малых количествах – полезно.
Так
давайте дружно поднимем наши бокалы и выпьем за весёлый праздник Пурим!
А если Вы находитесь в Силиконовой Долине, то приходите на весёлый Пуримшпиль в JCC Los Gatos! Там мы с Вами вместе поднимем бокальчик "Лехаим" 28 февраля в 19:00 и посмеёмся от души над пуримовскими приключениями!
А если Вы находитесь в Силиконовой Долине, то приходите на весёлый Пуримшпиль в JCC Los Gatos! Там мы с Вами вместе поднимем бокальчик "Лехаим" 28 февраля в 19:00 и посмеёмся от души над пуримовскими приключениями!