Рош аШана - стишок для малышей

Рош аШана для малышей

              "а на медне был грешок - взял и выдумал стишок"
                                                                                   Филатов


Новый год! Рош хаШана!
Мы готовились с утра.
На столе - лежат две халы,
Сок разлитый по бокалам.

Яблоки лежат и мед,
Чтобы сладким был наш год.

Положили мы на стол рыбу с головою,
Чтобы только первыми
Были мы с тобою!
 ....

Руки мы помыли,
Но что-то позабыли...

Попросить прощения 
У друзей, соседей, 
Мамы, папы, бабушки,
И плюшевых медведей!  

Слушались всегда ли
Маму мы и папу?
Может мы обидели 
ненароком брата?

Может быть сестренке 
ногу отдавили?
Ну, совсем случайно
Бегая в квартире?

Только если вместе
Попросим мы прощенье,
Сможем мы приняться
За наше угощенье!

Будем есть гранаты -
зернами богаты,
Как народ наш с вами –
добрыми делами.

Будем есть морковку,
Скушаем свеклу!
И, конечно, главное:
Яблоки в меду!

15 Ава (Ту беАв) - От ненависти до любви

В самом разгаре месяц Ав по еврейскому календарю. Мы только отплакали иерусалимский Храм 9 Ава, который по еврейской традиции был разрушен из-за безпричинной ненависти среди нас же самих (историю про Камца и Бар-Камца я уже вспоминала в одной из моих  публикаций). И вот спустя всего несколько дней наступает еврейский День Любви - Ту беАв. У евреев все наоборот: и пишут они справа налево, и поговорки народные надо переворачивать - не от любви до ненависти, а от ненависти до любви только один шаг...
А что же мы отмечаем 15 Ава?  Корни  этого праздника уходят глубоко в нашу историю. У праотца нашего Якова (его другое имя - Израиль) было 12 сыновей, от которых пошли родовые племена (колена) нашего народа. 12 колен Израиля. 10 из них безвозвратно потеряны. Хотя... Но это другая история.
Каждое такое племя (колено) получило надел в Земле Израиля и точно знало где они будут обитать. Колено Леви надел земли не получило, так как состояло на "харчах" при Храме (были священнослужителями). Вместо другого сына Якова - Йосефа - наделы получили его сыновья: Эфраим и Менаше. Каждое племя намеревалось сохранить свой надел, ведь земля - это хлеб.
При переходе по пустыне (из Египта) случился инцедент: в одной отдельно взятой семье умер глава, не оставив после себя наследника мужского пола. Бедные 5 незамужних его дочерей обрекались на голодную смерть, так как не было ни брата, ни мужа, ни отца, чтобы позаботиться о них, а земля отца передавалась его ближайшему родственнику в пределах его же племени. А кому же будет дело до пяти сирот? И пришли девушки к Моисею требовать права на наследие земли в случае такого сиротства. Моисей посоветовался с высшими инстанциями и выдал решение: "Наследуйте, только чур... замуж выходить в пределах своего племени, дабы сохранить землю и не раздавать её в другие племена". А что делать Ромео и Джульете из разных кланов?... Так что "богатые" наследницы были не вольны в выборе супруга. Но Шекспир не понадобился, ибо 15 Ава все запреты отменялись... Девушки в белых платьях, одолженных у своих подруг, водили хороводы в виноградниках, а молодые люди из других колен высматривали себе жен. Девушки одалживали платья для того, чтобы не выбирали парни жен по богатству наряда. Одолженное платье было известным для всех правилом игры.

Еще одна криминальная история связана с этим праздником: молодчики из колена Беньямина учинили разбой и надругались над наложницей одного сородича из колена Леви. За это все племена объявили бойкот Беньяминову колену и перестали связывать браком своих соплеменников с коленом Беньямина, даже в день всеобщих недозволенных браков - 15 Ава. Постепенно колену Беньямина стала угрожать реальная опасность изчезновения. И только тогда остальные колена отменили этот запрет. Когда? Не трудно догадаться именно в день 15 Ава и только в этот день! Их пожалели.

Другое событие этого дня: 15 Ава в пустыне перестало умирать поколение евреев-рабов, вышедших из Египта. Целых 40 лет они ждали этого момента... В этот день был прощен грех  "шпионов", когда народ поверил их лживым речам и побоялся сразу войти в Землю Израиля.
В этот день случился еще ряд событий (об этом я позже). Но одно ясно - это день всепрощения, налаживаний связей и воплощений надежд. В Талмуде есть мнение, что этот праздник похож на Йом Кипур, ибо основная его идея - прощение и любовь.
В современном Израиле не отмечают День святого Валентина, не гоже нам отмечать праздники христианских святых... Да и зачем, когда можно с полки снять давно уже пылившийся там за ненадобностью наш праздник - праздник, который подходит к данному случаю как перчатка! Наш еврейский ответ Дню святого Валентина - праздник любви Ту беАв!

Любите друг друга, дарите подарки своим любимым... А если еще не нашли свою половинку, то не отчаивайтесь! Помните, что тяжела работа эта даже для Всевышнего - составлять потерянные половинки. Дойдет и до вас очередь!
И пусть мы всегда будем жить в любви, а не в ненависти! Да будет так!

Шавуот или что должна сделать моавитянка Рут чтобы стать родоначальницей царей

Шавуот... Мы опять перечитываем Книгу Рут.
Шавуот -это праздник дарования Торы у горы Синай. Тогда все евреи и сочувствующие, ушедшие с ними из Египта, приняли на себя законы Торы по собственной воле, в здравом уме и трезвой памяти. Все решили принадлежать к одному народу, ведомому через горечь оставленного рабства, через несчастья скитаний по пустыне, к некой обещанной Стране, в которой надо будет жить и исполнять предписания согласно заключенному договору с Всевышним. Все как один согласились выбрать этот вариант. По традиции, мы все, вернее наши души, и даже души прозелитов (принявших Гиюр в прошлом и даже в будущем), стояли там, у горы Синай. Именно поэтому в этот праздник мы читаем Книгу Рут. Моавитянка Рут - яркий пример для всех нас - прозелитов и евреев по рождению, которые выбирают вернуться к своим корням рано или поздно.
Кроме великой фразы Рут "Твой народ - мой народ и твой Б-г - мой Б-г", она прославилась ещё и своими потомками, например царем Давидом, который согласно традиции родился и умер на Шавуот.
Что же надо было сделать бедной вдове, не имеющей ничего, собирающей колоски, чтобы прокормить себя и свою свекровь (тоже одинокую вдову), чтобы вновь выйти замуж за приличного человека "из хорошей еврейской семьи" и стать прородительницей царского рода?
Так вот, как оказалось, надо только подружиться со своей свекровью и послушаться мудрой женщины... Как говорится, плохого не посоветовала.
Каждый раз читая книгу, у меня было много вопросов... Если женщины не наследовали мужчин, то откуда у Ноами был земельный надел для продажи? Если был надел, то почему они бедствовали? Почему тут имел место обряд левиратного брака, если деверя не было и в помине? Левиратный брак (ибум) - это традиция выдавать замуж бездетную вдову за деверя, чтобы восстановить имя брата его умершего в Израиле (и его надел земли).
Мы приоткрыли некоторые тайны на встрече в Лос Гатосе, сравнив законы о вдовах у ассирийцев и у древних евреев. Но об этом потом...
Положение у бездетных вдов было ужасное. Они не выполнили свою функцию продолжения рода для семьи мужа, за которую был уплачен калым. В семье отца она могла находиться только если отец изъявлял желание её кормить и только пока он не умрет, а потом женщина оставалась на улице, никому не нужная, занимаясь непристойными работами и побираясь...
Почему Рут выбрала пойти за свекровью в чужую страну? Да именно поэтому - вернуться обратно - обречь себя на нищету, ведь второй раз за неё никто не даст приданное, а значит, найти себе мужа не представляется возможным.
Вдвоем с Наоми у Рут был маленький шанс выжить. У семьи мужа в Вифлееме была земля! Земля никогда не продавалась в чужие руки, а если и продавалась, то составлялся договор о возможности владельцем выкупить землю по первому требованию. Видимо перед отъездом, спасаясь от голода, Элимелех продал свою землю чужаку по договору. Его вдова не могла сама выкупить эту землю, а вот близкий родственник мужского пола мог бы. Но причем тут выкуп земли и женитьба на Рут, спросите вы? Да ни причем!
Нужно было очень постараться и подтолкнуть родственника позаботиться о женщинах. Как? Все случилось на сеновале... Да, да... Свекровь плохого не посоветует... Только помыться и пойти к Боазу на сеновал в полночь... Я не знаю что там было, я там не присутствовала... Но после этой ночи Боаз решил быстро действовать! Он применил психологический прием к более близкому родственнику, сообщив ему, что к земле прилагаются еще две голодные вдовы - одна из которых моавитянка (отдельная история!), и надо еще и восстановить имя мужа её, так что земля будет все равно относительно чужая... а выкупать землю надо за полную стоимость... При наличии 10 свидетелей родственник испугался напора и уступил свою очередь Боазу.
У Рут (Наоми) и Боаза родился сын, ставший дедом Давида, а Рут заслужила звание "эшет хайль", т.е. "достойная жена"...
Вот и решайте сами: что же такого достойного надо сделать, чтобы это заслужить... А положение женщины, тем более бездетной вдовы, так и оставалось - хуже некуда... И только некоторые из них оказывались "достойней" и "праведней" других! Ну, например Рут или Тамар...
Продолжение следует... На следующий Шавуот!